Перестройка, как это было. Записки очевидца. (Вступление). Уже много написали воспоминаний о перестройке, вышли мемуары участников этого, политологи сделали анализ событий, но на главный вопрос – А ЧТО ЭТО БЫЛО ? – ни кто так и не ответил, да и теперь уже и не скажет. Версий много – от того что это было просто разборка между алкашом Борькой и подкаблучником Мишкой до гениально спланированной и успешно проведенной операции ЦРУ по уничтожению государства СССР. Появились утверждения, что в руководстве партии КПСС и страны были завербованные агенты ЦРУ, которые методично занимались развалом Советского союза. Насколько это правда, сейчас уже точно сказать нельзя, но то что это происходило не стихийно лично я в этом теперь уверен.
И так вначале появился новый генсек, жуткий балабол, но говорил красиво и вроде по делу. Слушали его затаив дыхание и с восхищением. А потом, видно чтобы обозлить народ и не дать ему расслабиться, ударили по нему «сухим законом». Ни кто сразу не придал этому большого значения, думали это очередная попытка борьбы с пьянством, которая, как правило, заканчивается поднятием цен на водку. Это ужу было не раз. А вот что из этого вышло на этот раз лучше не вспоминать.
А затем, по советским обычаям, в народные массы выкинули лозунг – УСКОРЕНИЕ, ПЕРЕСТРОЙКА, ГЛАСНОСТЬ. Что такое ускорение ни кто не мог понять. Что ускорять, куда ускорять ? Но во всех газетах и по телеящику кричали – даешь ускорение . А вот с перестройкой было еще не понятнее, Сам Горбачев сказал так - "Каждый на своем месте должен делать (свое дело) добросовестно (и) честно, вот и вся перестройка! А то все говорят "а что такое перестройка?", "что такое перестройка?" Свое дело делать честно — главная перестройка!". Да, более неопределенней и не скажешь. Для каждой стройки вначале разрабатывают проект, потом составляют план работ и смету и только тогда приступают к строительству. Здесь же все начали по-большевистки – мы старый мир разрушим до основанья, а затем….. А вот что затем ни кто не знал и даже предположить не мог. Для начала узаконили спекуляцию, назвав ее кооперативным движением, смысл ее заключался в том , чтобы найти что-нибудь где-нибудь, купить по госцене, а продать по коммерческой. И вот продукты из магазинов начали перекочевывать на рынки. И если раньше это было уголовно наказуемо, то сейчас это стало называться предпринимательством.
Но вот что было самое главное в этом лозунге – так это гласность. Народ возликовал и решил, что это свобода слова – говори что хочешь и где хочешь. А то, что это просто началось зомбирование народа, об этом никто не думал. Появились «демократы», которые начали открывать народу истину – о том что как мы плохо живем и кто виноват. А виновата во всем КПСС, которая забирает у нас большую часть зарплаты , а нам оставляет крохи. И на эти деньги кормит Африку, содержит Кубу и себе строит дачи и льготы устанавливает, и если ее запретить, вот тогда мы заживем . По телевизору вместо бездомных в Нью-Йорке , стали показывать как они там хорошо живут, у них в магазинах восемьдесят сортов колбасы, ихние пенсионеры путешествуют по всему миру. Ну и народ в исступлении стал кричать – «Хотим перемен» и «Мы будем жить теперь по новому». Ну и что самое интересное – из магазинов все пропало, голые полки. Вот ведь заводы и фабрики работают, да еще с ускорением, колхозы пашут , но вот куда все девается ? Через два года после войны в 1947 году в СССР отменили карточную систему, а вот во время перестройки к ней опять вернулись. Войны ни какой не было, разрухи и не урожая не было. Ну и куда продукты делись ? Партия все съела ? Парадокс. Кто может объяснить ?
Народ был по советски наивный и свято верил в светлое будущее. И вот когда в 91-ом году партию запретили наступила эйфория – ну теперь наконец заживем, будем работать на себя и получать кучу денег. При этом все считали , что медицина и образование должны быть бесплатными , а главное и бесплатное жилье должно государство предоставлять как прежде. В декабре 91-го я зашел в ЖЭК за справкой, ЖЭК был ведомственный, при заводе, и передо мной стоял ветеран завода, он пришел узнать что теперь будет с очередью на квартиры. И вот начальник ЖЭКа , женщина, ему объясняло, что вот раньше всю прибыль у нас забирало министерство, а теперь мы будем ее оставлять у себя и на эти деньги покупать квартиры для очередников. Да у нас скоро очереди не будет, всех обеспечим.И ведь она оказалась права. Вскоре завод купил первую квартиру, и ни где-нибудь Замкадово, а где-то в центре Москвы, большую, хорошую квартиру – для сына директора завода. Народ начал возмущаться, побежал жаловаться, вот только куда ? Министерство уже к заводу никакого отношения не имело, оно пыталось преобразовать себя в какой-то холдинг, не знаю что из этого вышло , райкомы с народным контролем канули в лету, а в прокуратуре пожали плечами и сказали , что вы теперь сами должны решать куда девать прибыль и что покупать. Все. Наступило похмелье. Ну а затем завод передал социалку на баланс города и ЖЭК ликвидировали за ненадобностью и не стало больше очереди. Да и завод долго не протянул, разорился и на его месте открыли торговый центр.
Так что на вопрос – что это было ни кто толком ответить не сможет, остается только вспоминать как это было. Вот этим и займемся. А вот интересно будут давать какие-нибудь льготы для ветеранов перестройки ?