Проблема вагонетки
Я знаю, что эта тема заинтересовала как минимум трёх человек (включая меня), поэтому не премину возможностью рассказать об этом подробнее.
«Проблема вагонетки» – мысленный эксперимент или, как многие её называют, психологическая задача, впервые сформулированная английским философом Филиппой Футом. Заинтересовала она меня ещё с фильма «Философы: Урок выживания», где, насколько я помню, рассматривалось лишь несколько её дополнений.
Проблема имеет множество формулировок, но более понятную и приятную глазу можно взять прямо из Википедии: «Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?»
Если отвечать без особых раздумий, правильнее было бы переключить стрелку, чтобы пострадал всего один человек.
Чтобы показать другую точку зрения, проблему немного видоизменяют: «Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам, к которым привязаны пять человек. Вы находитесь на мосту, который проходит над рельсами. У вас есть возможность остановить вагонетку, бросив на пути что-нибудь тяжёлое. Рядом с вами находится толстый человек, и единственная возможность остановить вагонетку — столкнуть его с моста на пути. Каковы ваши действия?»
Если посмотреть на проблему с такого ракурса, то столкновение человека с моста покажется нам явным убийством. Однако же, разве в прошлом случае, повернув стрелку, мы не превратились из наблюдателя в того же самого убийцу? В этом вся суть. Утилитаризм, опирающийся на полезность поступка, гласит, что должен пострадать всего один человек ради всеобщего блага, а вот с точки зрения морали, представления о добре и зле, плохом и хорошем, лучшем вариантом будет не делать ничего. Но опять же, пострадают пятеро, вместо одного.
К слову, есть и другие видоизменения. Например, толстый человек оказывается тем самым злодеем, который привязал наших жертв к рельсам. В данной ситуации с точки зрения морали такой поступок не пресекается и даже становится обязательным для выполнения.
Или же интересная формулировка Питера Анжера: «Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам. Вы можете убрать её с путей посредством столкновения с другой вагонеткой. При этом обе вагонетки сойдут с путей и упадут с насыпи, попав на лужайку, где в гамаке спит человек. Человек при этом будет убит. Каковы ваши действия?» Тут упор сделан на знание людей о предыстории вагонетки. Естественно, убирая первую часть, правильным было бы ничего не делать и позволить вагонетке ехать дальше. И уже не важно, что с ней будет, однако если вспомнить начало, вновь встаёт вопрос: пятеро или один?
Такая вот проблема вагонетки.
Следующая запись: смотрите, какая прелесть.
Лучшие публикации