"Единство творчества я вижу в искусстве театра, кино, телевидения, эстрады.
Четыре музы, а ты один..." А. Папанов
Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма (Смоленская область). Отец — Дмитрий Филиппович Папанов (1897—1982), мать — полька Елена Болеславовна Росковская (1901—1973), тайно приняла православную веру, выйдя замуж за русского. Мать приучила сына, а позднее и младшую дочь Нину, обращаться к отцу только на "вы" и воспитала в них веру в Бога. Отец будущего знаменитого артиста служил в охране, мать была модисткой. В 1930 году переехал с родителями в Москву, где они поселились на улице Малые Кочки (совр. улица Доватора). Здесь Толя начал заниматься в школьном драмкружке, что отбило его от дурного влияния улицы.
Окончив школу, Анатолий Папанов работает литейщиком на заводе, одновременно посещая известную театральную студию «Каучук», а все свободное время снимается на «Мосфильме» в массовке в самых разных картинах, мечтая в душе попасться на глаза какому-нибудь известному режиссеру и сыграть роль в его фильме, пусть даже самую маленькую. Планам не суждено было сбыться… началась война.
Анатолий Папанов ушел на фронт, попал на передовую. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. 'Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?' - вспоминал Папанов впоследствии. В начале 1942 года Анатолий Папанов был тяжело ранен, почти полгода лечился в госпитале и был комиссован по инвалидности. 'Немец мне полпятки срезал', - говорил он. Немец ему еще два пальца на ноге оторвал и кости на ступне снарядом раздробил. Эти проклятые косточки потом периодически отторгались организмом, да и под срезанную пятку все время приходилось что-то подкладывать. Но зрители, видя на экране здорового и бодрого актера, даже не догадывались о его недуге.
Он вернулся в Москву и уже твердо решил стать артистом. Анатолий Папанов подал документы в Государственный институт театрального искусства. Сдав успешно вступительные экзамены, был принят в мастерскую артистов МХАТа М.Орловой и В.Орлова. В ГИТИС Папанов пришел поступать с палочкой, но пообещал преподавателям избавиться от хромоты и к последнему курсу так натренировал ногу, что на выпускном даже затанцевал. Еще обещал над речью поработать, но, как ни старался, ничего не получилось - прикус у него был неправильным. Позже тот голос с 'вульгарными шипящими', за который его так ругали преподаватели, стал фирменным - папановским.
Здесь он познакомился с сокурсницей Надеждой Каратаевой, которая тоже успела побывать на фронте - медсестрой в санитарном поезде, но не обращал на нее особого внимания, пока дворовый друг однажды не отметил: 'Какая у вас Надя девушка красивая'. Папанов подумал: 'А я-то, дурак, почему проглядел', - и начал ухаживать. Война, комендантский час, а влюбленные гуляли по ночной Москве и говорили о театре. А когда она привела Папанова знакомиться с мамой, ее реакция была такой: «Парень-то он, наверное, хороший, да уж больно худой и не дюже красивый». Они поженились через десять дней после окончания войны - 20 мая 1945 года. В разгар свадьбы в доме погас свет. Кто-то увидел в этом недобрый знак, но жизнь показала, что примета не работает: они счастливо прожили вместе 43 года.
После института Анатолия Папанова пригласили на работу сразу на три московские сцены, но супругу распределили в русский драматический театр Клайпеды, и Папанов уехал вместе с женой в Прибалтику. Там они проработали один сезон, и уже в 1948 году снова возвратились в Москву - в Театр сатиры, где Папанов играл до самой своей смерти. 'Я - однолюб: одна женщина, один театр', - говорил он о себе. В молодости Папанова чуть не сгубила водка. Он несколько раз бросал пить и начинал снова, а окончательно завязал с алкоголем после смерти матери.Он просто сказал: "Всё, я больше не пью". И как отрезал. Банкеты, фуршеты - он ставит себе боржоми, в театре все знали, что Папанов не пьёт".
Первые несколько лет в Театре сатиры у Папанова не было больших и заметных работ. Прошел незамеченным и его дебют на киноэкране - небольшая роль в картине 'Композитор Глинка'. И лишь в 1954 году Папанов получил в театре настоящую работу - роль в спектакле 'Поцелуй феи'. В эти же дни у него родилась дочь. 'Это мне Лена счастье принесла', - утверждал актер. Дочь Елена пошла по стопам родителей и стала актрисой.
Вскоре он стал у себя в театре одним из самых ярких новичков. Про него заговорили. Тогда, наконец, обратили на него внимание и кинорежиссеры. Первым, предложившим Папанову интересную работу в кино, оказался Эльдар Рязанов. Он дал актеру в эксцентрической комедии 'Человек ниоткуда' сразу три роли - современного пройдохи-ученого, спортсмена- дебошира и вождя племени 'снежных людей'. Было это в 1961 году.
В 60-е годы Анатолий Папанов снимается много, в самых разных ролях и жанрах. Это - психологическая драма 'Наш дом', киноповесть об ученых 'Иду на грозу', лирические комедии: 'Приходите завтра' и 'Дети Дон-Кихота', сатирическая комедия 'Дайте жалобную книгу', культовые теперь картины: 'Берегись автомобиля' и 'Бриллиантовая рука'. Особняком в этом ряду стоит фильм 'Живые и мертвые', где Папанов убедительно показал, что он может играть не только бытовые и комедийные образы, но и героев трагедии.
К сожалению, роли высокой драмы и трагедии, практически, обошли актера стороной. Лишь к концу жизни Анатолий Папанов сыграл центральную роль в знаменитой остросюжетной драме 'Холодное лето пятьдесят третьего'. Зато огромную популярность артисту принесло озвучивание мультфильмов. Неповторимый говорок Папанова полюбился зрителям всех поколений в серии мультфильмов 'Ну, погоди!'. Для детей Папанов всегда был лучшим мультяшным Волком. В качестве прощания начал «причащать» пионеров. Перекрестит, в лоб чмокнет и скороговоркой: «Ну, заяц, погоди...»
В 1970 году на экраны вышла картина 'Белорусский вокзал', где актер снова доказал, что может прекрасно играть драматические роли. Но публика и режиссеры ждали от него юмора, комедии, смеха. Не считаться с этим Папанов не мог. Впрочем, амплуа комика его не удручало. Он с одинаковым удовольствием и талантом играл в комедиях. Сцену в 'Бриллиантовой руке', когда Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок Никулину, по вине технических работников переснимали несколько раз, а вода была ледяной. Разгневанный Папанов высунулся на поверхность и грозно рявкнул на ассистента: 'Идиот!!!' Гайдаю так это понравилось, что он вставил эпизод в картину. Только удивительно, что умеющий 'цветасто' выражаться Папанов в гневе выдал не трехэтажный мат, а столь безобидное слово.
В жизни Анатолий Папанов был простым, добрым, честным человеком. Много раз его звали вступить в коммунистическую партию, обещая взамен награды и звания. Но он отказывался. С детства Папанов был верующим человеком, всю жизнь посещал храм. Очень близких друзей у него было немного, все свое время Анатолий Папанов отдавал семье и работе.
И еще он изумительно нравственный, стеснительный и порядочный человек. Когда заработанное им благосостояние достигает такого размаха, что позволяет купить новую машину «Волга», он ставит ее далеко от театра. Коллега Андрей Миронов интересуется, где машина. Папанов, смутясь, отвечает, что оставляет ее за углом, а то увидят молодые актрисы, у них колготочки заштопаны, а у него, понимаешь, «Волга»...Популярность стесняла его. Уезжая на дачу, Папанов одевался в обычные джинсы, простую рубашку, чтобы его не узнавали, и в одиночестве колесил по подмосковным местам на велосипеде.
Если не считать фронтового ранения, которое мучило Папанова всю жизнь, то на здоровье он не жаловался. Мог купаться в холодной осенней воде. Очень много работал. Летом 1987 года он снялся, как оказалось, в своем последнем фильме. Это была одна из первых перестроечных лет о сталинских репрессиях, о нашем прошлом - 'Холодное лето пятьдесят третьего', оставалась лишь озвучка. Театр в это время был на гастролях в Прибалтике. Отыграв свои роли на гастролях, Папанов вернулся в Москву.
Умер 7 августа 1987 года на 65-м году жизни в своей квартире. В начале августа в квартире не было горячей воды. Разгоряченный Папанов встал под ледяной душ, и сердце его не выдержало. Дома никого не было... В душе его и нашли на следующий день. Похоронили Анатолия Дмитриевича Папанова на Новодевичьем кладбище (участок № 10). Роль Папанова в «Холодном лете 53-го» озвучивал другой актер...
Всего Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более семидесяти кинолент, включая озвучивание мультфильмов. Преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен. Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» театра Сатиры.
Имя Папанова присвоено небесному телу — малой планете (астероиду) № 2480.
В «Волжском пароходстве» в порядке предоставления компаниям-туроператорам эксплуатируется речной круизный трёхпалубный теплоход «Анатолий Папанов» (бывший «Константин Циолковский»), построенный по советскому проекту 588 «Родина» в ГДР в 1950-х гг.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: ВСЕМ ДОБРОГО ВОСКРЕСНОГО УТРЕЧКА!!! Люблю, когда проснувшись утром рано, Проглядывает лучик сквозь ...
Лучшие публикации