Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Светлана
Светлана
со стр. Максима
Нет двух Германий, доброй и злой… Злая Германия — это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощенной исторической виной, и заявить: „Я — добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание“».
ИсторияПолитикаНацизмИсторическая винаКультураЛичностьГерманияНемцы

МаксимМаксим
Томас Манн.
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Светлана Светлана
Сама по себе любая страна не может быть доброй или злой. Таковой её делают люди. Томас Манн – великий гуманист, антифашист, познавший горечь изгнанника из нацистской Германии. 1945 год. Агония гитлеровского рейха. Весь мир охвачен ненавистью и мстительным торжеством над обреченным нацистским государством. То, что явила собой Германия на протяжении последнего десятка лет, поставило крест на всей ее истории и на самой сути слова «немецкий».
Светлана Светлана
Вот уже несколько лет, как писатель сменил немецкое подданство на американское, прекрасно, однако, понимая, что избавление от немецкого гражданства не снимет с него звания истинно немецкого художника и мыслителя, а стало быть, не позволит ему избежать собственной, личной ответственности за происшедшее. «Совесть немецкой нации» — никем не данный, но самодовлеющий и самой жизнью возложенный титул, титул непомерной тяжести.
Светлана Светлана
Кто еще, если не он, автор бюргерской саги «Будденброки», создатель насквозь пропитанной немецким эстетизмом новеллы «Смерть в Венеции» и романа-становления немецкого сознания «Волшебная гора»? Кто же, как не он, с младых ногтей впитавший в себя все наследие немецкой культуры: Гейне, Гёте, Шопенгауэр, Ницше, Вагнер?.. Последние два имени у многих слишком ассоциируются с идеологией немецкого нацизма и с фигурой Гитлера в частности, чтобы не обратиться к Томасу Манну с вызывающим вопросом:
Светлана Светлана
«Как же так? Выходит, вы одного поля ягоды?». Мемуары Манна хранят случай: «Очень показательно в этом отношении письмо, полученное мною тогда от одного профессора литературы из штата Огайо — он осыпал меня упреками за то, что я виновен в войне. „Повредить сердцу, — записал я, — способна и несусветная глупость“». И все-таки невозможно представить, чтобы Томас Манн поступил именно так. Для него подобный жест означал бы предательство.
Светлана Светлана
Предательство не по отношению к «злой Германии», конечно, но по отношению к Германии как таковой. Он был бесконечно далек от духовного деления своей родины, потому что был немцем до мозга костей, а следовательно, откреститься от составного элемента немецкого духа значило бы заявить, что за определенную часть своего существа он ответственности не несет. Это противоречило самой сущности Томаса Манна, которую можно определить как Добросовестность.
Светлана Светлана
А потому его открытая и жгучая ненависть к Гитлеру путем мистически безжалостных механизмов Добросовестности обращалась в самоистязание, и писатель лучше всех понимал, что на вопрос «Как же так?» отвечать должен именно он.
Томас Манн - один из главнейших зачинателей жанра "интеллектуального романа", где стирается грань между философией и культурой. "Доктор Фаустус" - немецкая вершина этого жанра и покорить ее сможет далеко не каждый.
Светлана Светлана
Книга «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» — трагическая исповедь не столько самого Томаса Манна, сколько немецкого духа, избравшего писателя на должность своего проводника в критический для себя момент. Это книга не «доброй» или «злой Германии», но Германии исходной и цельной. Название романа недвусмысленно отсылает к одному из самых знаменитых произведений Гете - "Фаусту".
Светлана Светлана
Но разница между этими произведениями колоссальна. "Фауст" Гете - о человеке, заключившем, ради каких-то сиюминутных, человеческих нужд договор с дьяволом. Роман Манна - о целой нации и ее стране, попытавшейся сделать то же самое. Манн также рассуждает об ответственности немецких интеллектуалов за идеологию нацизма (этой "болезни духа"), ее эстетике и дьявольской притягательности. И эта дьявольская притягательность продолжается и сегодня в XXI веке. Что ждет Германию?
Наверх