«Давай заведем собаку!». Какие чувства у вас вызывает эта фраза? Умиление, воодушевление, тревогу? Вы из тех, у кого дома несколько питомцев или предпочитаете никого не держать и не думать о том, кто будет кормить животное, пока вы в отпуске? Что вам отвечали родители на такое предложение, когда вы были детьми? Даже если ответ был отрицательным, а вы очень хотели собаку, считайте, что вам повезло.
В это сложно поверить, но некоторым не только недоступно, а даже неизвестно, каково это – играть с собакой? Например, детям в детских домах и коррекционный школах. Впервые не на картинке, а вживую, дети из Дома ребенка № 5 в Москве увидели собаку два года назад. Знакомство с животным задумали организаторы Благотворительного фонда «Не просто собаки», или PET – Paws Expel Troubles.
В 2013-м активисты стали организовывать сеансы собакотерапии для детей в детских домах, пожилых людей в домах престарелых и пациентов хосписов. Главная идея – подарить радость общения с собаками тем, кто в силу обстоятельств не может завести собственных животных, а также привлечь внимание к проблеме бездомных собак: все собаки-терапевты – это нашедшие хозяев дворняжки из приютов или с улиц.
«Я и голландка Йентл Хофвейкс познакомились, когда были волонтерами в приюте для собак «Зов предков». Йентл была очень удивлена, что в России люди так неохотно берут беспородных собак, не понимала откуда столько мифов и стереотипов в головах. И предложила запустить в Москве специальный проект, чтобы дать дворняжкам возможность проявить себя. Мы предложили людям, которые взяли собак из приюта, пройти тестирование вместе со своими питомцами, и если собака выдерживала испытание, она становилась собакой-терапевтов и вместе с хозяином отправлялась на выезды к детям, старикам и тяжело больным людям», — вспоминает директор РЕТ Наталья Быстрова. По словам Наташи, она в реализацию такого «западного» проекта на территории РФ не очень верила, но европейский подход Йентл к благотворительности дал Фонду хороший старт.
Одни за всех
Организаций, подобных «Не просто собаки», в России почти нет. Помимо столицы, терапией с участием собак в России занимаются только в Петербурге. Там фокусируются на разработке тестов для отбора зоотерапевтов, анализируют опыт работы животных в России.
На вопрос: «Что важнее – найти дом собакам из приюта или принести радость детям и пенсионерам, которые ждут общения с зоотерапевтами?», – организаторы РЕТ честно признаются, что ответить не могут. Сейчас у фонда несколько разных программ, которые нацелены и на то, и на другое одновременно.
Правда, с каждым месяцем развиваться организации становится все труднее, так как число «команд» (хозяин+собака-терапевт) стремительно растет, и регулировать их работу силами одних лишь волонтеров-организаторов уже не получается. А собирать деньги на оплату работы специалистов крайне сложно: возможно, дело в том, что участники проекта РЕТ – собаки, дети из приютов, брошенные старики и пациенты хосписов. Никто из них не может рассказать миру о том, как важен для них обоюдный контакт. Те, кто лежат в хосписах, не описывают в соцсетях, что теперь им есть кого погладить и что они наконец почувствовали себя не одиноко. А многие дети в приютах, к которым приходит зоотерапевт, и вовсе не знают, что такое фейсбук или вконтакте.
О том, как чувствуют себя дети после часа с собакой-терапевтом, могут рассказать только воспитатели. И они рассказывают, правда, не на «стене» в социальных сетях, а в основном, тем же волонтерам. Хотя последним некоторые вещи очевидны и без слов: вот маленькая Маша смогла взять ложку в руки после регулярного общения с животным – еще два дня назад у девочки с диагнозом ДЦП не разжималась правая ладошка. А вот собака-терапевт Проня и девочка Лиза: Проня очень активный и никогда не сидит на месте, но Лизе это явно по душе – рядом с ним девочка первый раз в своей жизни засмеялась.
Как встречал собаку-терапевта подопечный детского хосписа, рассказывает координатор «Дом с маяком» Лаура Коробкова: «Команды РЕТ много раз приходили домой к подопечным Детской выездной службы Фонда помощи хосписам «Вера», и однажды мы спросили маму мальчика Саши, у которого была опухоль мозга, хочет ли она, чтобы к ребенку пришел пес, и мама согласилась. Саша очень эмоционально на нее отреагировал. Он улыбался, хотя в его состоянии это было уже очень сложно, у него работала только одна рука, и он пытался за собаку схватиться, ее подержать. И самое приятное, что помимо того, что ему было хорошо, радовалась мама, которая тоже впервые за долгое время улыбалась, глядя на него, потому что все предыдущие дни были очень тяжелыми, а тут она увидела, что ее сын здесь, он общается, реагирует, у него есть эмоции, и эти эмоции положительные».
Следующая запись: Андриан Николаев и Валентина Терешкова-бракосочетание
Лучшие публикации