Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Александр
Александр
ЛЕВ ИВАНОВИЧ САПЕГА.

Родился: 4 апреля 1557 г., Витебск
Умер: 7 июля 1633 г., Вильнюс, Литва.

Дети: Казимир Лев Сапега, Ян Станислав Сапега, Христофор Михаил Сапега, Anna Sapieha, Katarzyna Sapieha
Внук: Александр Михаил Сапега

В 1589 году Лев Сапега стал канцлером Великого княжества Литовского, главным представителем власти в княжестве.
Теперь он полностью отвечал за внутреннюю и внешнюю политику, принимал и отправлял посольства, проводил сеймы всех уровней, отвечал за деятельность местных властей, правоохранительной системы, урегулировал различные конфликты между ветвями власти.
Ему подчинялись подканцлер, великий гетман, воеводы, каштеляны, подскарбии, надворные маршалки, Трибунал и даже Всеобщий сейм.
Канцлеру не подчинялась только экономическая жизнь княжества, только король и великий князь раздавал земли, подписывал привилеи и грамоты для шляхты.
Король назначал и духовных лиц. В 1590 году Сигизмунд III попытался назначить на освободившуюся вакансию виленского епископа поляка, Лев Сапега вынес протест - согласно Статуту.
Конфликт короля Речи Посполитой и великого канцлера продолжался десять лет, но виленским епископом стал выходиц из Великого княжества Литовского.
Лев Сапега писал, что "покой Отчизны своей до конца жизни охранять буду".
Король был вынужден согласовывать все документы Великого Княжества с его канцлером.
Без визы и печати Льва Сапеги документы короля не имели юридической силы на территории Великого княжества Литовского. Великий канцлер постоянно находился в Вильне, периодически выезжал в Краков к королю. Работы у канцлера Великого княжества Литовского всегда было очень много. И. Саверченко писал:

"Преодолевая неимоверные трудности Л. Сапега в это время много сил отдает урегулированию конфликтов между шляхтой, беспрерывно ведет переговоры с протестантами, встречается с лидером беларуских евангелистов - Андреем Воланом, обеспечивает охрану южных рубежей, начинает упорядочение главного архива Княжества, разрешает очень важный вопрос об участии Великого Княжества в антитурецкой коалиции христианских государств (между Портой и Речью Посполитой существовал тогда мирный договор), которая создалась в середине 90-х годов XVI века под эгидой папы римского Климента VIII.

Лев Сапега всегда оставался сторонником сильного правового государства.
Канцлер подчеркивал, что ни закон, ни история не дают никому оснований требовать чего-либо от властей с помощью силы".

По приказу великого канцлера в течении 1594-1607 годов были переписаны все книги Метрики Великого княжества Литовского, чтобы при их использовании они не пришли в негодность - именно благодаря этому эти уникальные документы дошли до наших дней.

556 томов Метрики, архива XIV-XVII веков, содержат записанные в хронологическом порядке все важнейшие исторические события в Великом княжестве Литовском.

В 1596 году на церковном соборе в Бресте Лев Сапега в звании королевского комиссара выступил в защиту унии между православием и католичеством. Современный белорусский историк А. Грицкевич писал:

"В октябре 1596 года в Бресте была заключена церковная уния, акт об организационном объединении католического костела и православной церкви на территории Речи Посполитой.
Целью унии были необходимость объединения обеих церквей против протестантизма, идейное объединение духовенства и феодалов Речи Посполитой при проведении внутренней и внешней политики, сохранение религиозно-культурной независимой державы, противодействие стремлению русского царя захватить земли Беларуси и Украины.
Лев Сапега одержал идею создания униатской церкви. Он выступил на соборе с пламенной речью в защиту церковной унии".

Слияния православной и католической церквей не произошло, возникло новое религиозное направление, усложнив политическую ситуацию в Великом княжестве Литовском.
Ожидаемого полного исчезновения конфликтов между католиками и православными на территории Речи Посполитой не произошло. Национальную объединенную церковь в Великом княжестве Литовском также создать не удалось.
После 1596 года началась борьба конфессий в Речи Посполитой. Исследователь В. Чаропка писал в работе "Отец Отчизны Лев Сапега":

"На своем примере Сапега показывал идеал, как он это понимал, межконфессиональных отношений.

В то время, когда увеличивалось в Речи Посполитой вероненавистничество, когда православный Константин Острожский называл папу антихристом и угрожал католикам и униатами войной, когда католик Юрий Радзивилл жег Библию, напечатанную его отцом-протестантом, когда униат Кунцевич закрывал православные церкви, Сапега строит и католические, и униатские, и православные храмы, основывает при них школы, издает православную литературу.
Грозно звучит предупреждение Сапеги тем, кто сеял рознь между христианами: "Каждого такого я сейчас вызываю на суд Божий страшный, и с ним о том на страшном суде Христовом судиться хочу, где ему это пусть не будет прощено".
И если в Великом Княжестве сохранялся религиозный мир, то только потому, что на его охране стоял канцлер Лев Сапега".

До конца жизни Лев Сапега делал все от него зависящее, чтобы создать новую, единую церковь Великого княжества Литовского.
Он старался не выходить "за рамки правового поля" - "Боже, охрани нашу Отчизну от такого ужасного беззакония!" Религиозные конфликты он решал мирным путем.
Исключением стал приговор ста могилевским жителям, убившим архиепископа И. Кунцевича, закрывшего православные храмы в Могилеве - их приговорили к смертной казни; имущество конфисковали, Могилев лишили всех привилегий. И. Саверченко писал о Льве Сапеге:

"Униатская церковь, по его мысли, должна была спасти белорусский народ от духовного гнета, стать заслоном на пути польской и московской экспансии".

В 1599 году, через пять лет после смерти первой жены, Лев Сапега женился на княжне Елизавете Радзивилл, дочери великого гетмана литовского.

После смерти московского царя Федора Ивановича в 1598 году Лев Сапега предложил московским боярам кандидатуру Сигизмунда III - царем стал Борис Годунов.
Сигизмунд хотел получить и корону Швеции - своей родины. Великое княжество Литовское ждала новая война.
Чтобы не воевать на два фронта, необходимо было договориться с Москвой. В начале октября 1600 года во главе посольства из тысячи человек Лев Сапега отправился в Москву.
Он вез с собой предложения по созданию унии трех славянских государств. В. Чаропка писал:

"В мире складывались мощные коалиции. Католическая лига, во главе которой стояли папа римский и Габсбурги.
Протестантские краины создавали свой протестантский союз. Турецкие султаны объединяли мусульманский мир.
Под прикрытием религиозных идей эти союзы прежде всего заботились о расширении своих границ - завоевании новых земель. Лев Сапега хотел создать славянский союз Польши, Литвы и Московии, что позволило бы наконец установить между ними долгожданный мир и защититься общими силами от наступления мусульманской Порты и завоевательных планов Швеции.
Великая идея, стоящая того, чтобы посвятить себя ее осуществлению".

Уже началась в Прибалтике война Швеции и Речи Посполитой. Несмотря на это Польская Корона не торопилась объединяться с Москвой.
Военные действия вот-вот могли начаться на землях Великого княжества Литовского. Великий канцлер предлагал руководству Московского царства:

"Государи обоих стран должны быть друг с другом "в любви и союзе и в приязни", паны-рада и бояре думные "в союзе и вечной нераздельной любви братской", как люди одной веры христианской, одного языка и народа славянского.
Никаких договоров, вредящих обоим государствам, государи не заключают, внешняя политика согласовывается. Государства должны помогать друг другу в случае военной угрозы.

Земли, завоеванные двумя государствами, принадлежат тому государству, которое "имеет на нее права". Если земли ранее были чужие, то их надо поделить или владеть сообща.

Шляхта и дворяне могли служить в обеих странах, жениться без препон, получать земли там, где их "выслужить".
Государства могли свободно обмениваться студентами, предлагалась свобода вероисповедания, разрешалось строить в Московском царстве костелы, в Речи Посполитой - православные храмы. Купцы могли свободно торговать в обоих государствах, преступники подлежали экстрадиции.
Необходимы две короны - при коронации одна возлагается московским послом на голову государя Речи Посполитой, другая возлагается послом Речи Посполитой на голову московского царя.

Государь Речи Посполитой выбирается с учетом мнения московского царя. Если у Сигизмунда III не будет наследников, Речь Посполитая может выбрать государем царя.
После московского государя его сын при вступлении на престол клятвой и присягой подтверждал союз. Если у московского царя не будет наследников, московский трон занимает Сигизмунд".

Предложения были реальными, их можно было обсуждать, можно было договариваться. В середине октября 1600 года великое посольство прибыло в Москву.
Через полтора месяца Льва Сапегу в думе принял царь Борис Годунов. Великий канцлер выступил перед московским царем и боярами:

"Мы славяне - единый народ, Бога прославляем единого. Одного этого достаточно, чтобы заключить вечный мир между государствами, установить дружбу между государями, чтобы между собой вечную любовь и согласие имели и против всех поганых выступали".

Переговоры шли всю зиму и были очень усложнены приездом в Москву в феврале 1601 года шведского посольства.
Заключить унию Речи Посполитой и Московского царства не удалось, но двадцатилетнее перемирие было подписано и в начале 1602 года ратифицировано. Лев Сапега писал:

"Ничего серьезного с нами заключать не хотели, только требовали князю своему царского титула и возврата земли Инфлянтской". В апреле 1601 года Лев Сапега вернулся домой.

Польша вела войну за шведскую корону.
Войска Короны шли в Прибалтику по землям Великого княжества Литовского, которые разорялись почти как во время ведения военных действий.
Увещевания поляков не помогали, пришлось приводить войска княжества в боевую готовность и в январе 1603 года на Всеобщем Сейме в Слониме ультимативно потребовать от Польской Короны наказания преступников, грабивших население, а также материальной компенсации для ограбленных жителей".

Великий канцлер Лев Сапега не поддержал Лжедмитрия в его походе на Москву.
На сейме 1605 года он осудил попытки переворота претендента на царский трон. Сторонник унии Речи Посполитой и Московского царства и не мог поступить иначе.
Лев Иванович заявил, что король и великий князь не отвечает за действия самозванца, а Речь Посполитая сохраняет перемирие с Московским царством.
Перемирие, впрочем, продолжалось не двадцать лет. Историк Анатолий Грицкевич писал:

"Лев Сапега обращал большое внимание на события в соседней Московской державе, особенно после убийства в мае 1606 года в Москве Лжедмитрия I.
В 1607 году Лев Сапега пришел к выводу, что войны с Россией не избежать. В августе 1607 года с его согласия двоюродный брат Л. Сапеги Ян Петр Сапега поступил на службу Лжедмитрия II.
Уже на сейме 1609 года Лев Сапега решительно выступил за вступление в войну с Россией, так как "никогда Речь Посполитая лучшей оказии для расширения границ не имела".

Весной 1609 года войска Сигизмунда III и Лев Сапега с тысячей воинов собственной хоругви пошли на Смоленск. Несмотря на то, что в Московском царстве было двоевластие - в Кремле сидел Василий Шуйский, а в Тушино - Лжедмитрий II, - Смоленск с ходу взять не удалось, город держался полтора года. биографическое сапега канцлер литовское

Лев Сапега возглавлял не только государственную канцелярию Великого княжества Литовского, но и походную канцелярию короля Сигизмунда III. И. Саверченко писал:

"Канцлер Великого княжества рассчитывал на быстрый и легкий успех, так как Московское государство переживало тогда тяжелейший период в своей истории.
Измученное казацкими восстаниями и измученное в войнах с самозванцами, оно, как никогда, было ослаблено.
Достаточно вспомнить события, которые произошли в Московской Руси за несколько лет перед этим.

20 июня 1605 года в Москву с триумфом вошел Лжедмитрий I, где хозяйничал до 17 мая 1606 года, пока не был убит дворянскими наемниками.
После него трон занял Василий Шуйский (1606-1610 годы), однако до спокойного времени было далеко, потому что в 1607 году снова в Беларуси, в Пропойске, появился очередной самозванец, беларус по происхождению Лжедмитрий II, или, как его позже назвали, "Тушинский вор".
В мае 1607 года Лжедмитрий II при поддержке белорусской шляхты, в основном хоругви Будилы из Мозыря и корпуса Яна Сапеги, двинулся на Москву и уже в июне занял Тушино.
На протяжении осени 1607 и всего 1608 года между "тушинцами" (фактически, беларуским рыцарством) и царскими войсками велись постоянные жестокие бои. Именно эту ситуацию и намеревался использовать Л. Сапега".

После того, как "Тушинского вора" зарезали в его лагере, 4 июля 1610 года семитысячная армия гетмана Станислава Жолковского под Клушином у Биатска разгромила тридцатипятитысячную армию Василия Шуйского.
Царя сбросили с престола, постригли в монахи, было создано новое правительство - "Семибарщина", подписавшее с Жолковским договор о вступлении на московский трон сына короля Сигизмунда, пятнадцатилетнего Владислава.
В августе ему принесли присягу жители Москвы и других городов царства, в сентябре в Москву вошли войска Польской Короны и Великого княжества Литовского.

К королю было отправлено большое барское посольство с просьбой прислать в Москву Владислава.
У Смоленская Лев Сапега задержал посольство, потребовал у послов, чтобы они заставили смоленского воеводу В. Шеина сдать город. Смоленск не сдали, в апреле 1611 года Л. Сапега арестовал посольство и отправил в Речь Посполитую, задержав их там на семь лет.
Через два месяца Смоленск пал и был присоединен к Речи Посполитой. Двухлетняя война и содержание большой армии экономически подрывало Речь Посполитую и войска Короны и Княжества вернулись домой, оставив большой гарнизон в Москве. Был арестован патриарх всея Руси Гермоген, От имени которого и было послано московское посольство за Владиславом, во главе с Филаретом Романовым и Василием Голициным.

Если бы Смоленск остался в составе Московского царства, а король быстро отправил сына на московский трон, возможно история Речи Посполитой и Московского царства пошла бы по-другому и появилась бы федерация двух мощных государств.
Захват и присоединение к Польше Смоленска вызвали волну народного гнева в царстве. Осенью 1612 года войска Речи Посполитой во главе со Львом Сапегой и Яном Ходкевичем опять пошли на Москву, но было поздно - второго шанса им уже не дали - народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым отбросило войска гетмана Ходкевича от Москвы и выбило из Кремля гарнизон Речи Посполитой.
Смута на Руси фактически закончилась, хотя отзвуки "вмешательства Речи Посполитой во внутренние дела Московского царства" оказали сильнейшее влияние на дальнейшие взаимоотношения между двумя славянскими государствами. В. Чаропка писал:

"Каждый стремился получить свои выгоды. Королю нужны слава и царский венец. Королевским сенаторам - завоевание Московии. Иезуитам, которые окружали Сигизмунда, власть католической церкви.
Шляхте - богатства и новые владения. Сапега остался один со своим проектом. Тяжкая душевная рана отняла у канцлера силы.
Он чувствовал себя как человек, потерявший смысл жизни".

Новый поход на Московское царство Лев Сапега начал выступлением на сейме в 1616 году - в Москве к этому времени уже три года правил первый царь из династии Романовых - Михаил, отец которого Федор-Филарет находился в плену у Л. Сапеги.
Вместе с войсками королевича Владислава в июле 1617 года Л. Сапега с собственной хоругвей пошли на Москву - для финансирования похода в Великом княжестве Литовском на два года были введены новые налоги.
Боевые действия велись больше года - в октябре 1618 года войска Владислава и Л. Сапеги стали в Тушине, под Москвой.
Столицу царства, как и Троице-Сергиев монастырь и многие другие города взять не удалось.
В декабре 1618 года в деревне Деулино Речь Посполитая и Московское царство заключили перемирие на пятнадцать лет.
В состав Польши вошел Чернигов и Новгород-Северский с землями, в Великое княжество Литовское - Смоленск с округой до Вязьмы. В Москву вернулось посольство, арестованное Л. Сапегой в 1611 году.
В 1617 году Московское царство с большими территориальными потерями заключило мир и со Швецией.
Новая война двоюродных братьев - королей Швеции и Речи Посполитой - не заставила себя долго ждать.

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/...-h288-n-rw
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх