У каждого человека должна быть последняя любовь...
У каждого человека должна быть последняя любовь...
Людмила Деревянкина 2
"Я хочу взять Вас за руку и идти вместе с Вами к одной, общей нам обоим высокой цели..." П.Шмидт.
В моём столе лежит давно... газета "Комсомольская правда" № 5 от 7 января 1971 года, которую я храню почти 52 года... В том далёком 71-ом году я была ещё студенткой Саратовского экономического института... В этом номере газеты, на всю 4-ую страницу, размещена статья научного сотрудника Центрального государственного архива Октябрьской революции А. Козочкиной под названием "Я хочу взять Вас за руку и идти вместе с Вами к одной, общей нам обоим высокой цели..." (цитата из письма лейтенанта Петра Петровича Шмидта Зинаиде Ивановне Ризберг от 5 сентября 1905 года). Материал этой статьи в газете состоит из писем П.П. Шмидта и воспоминаний З.И. Ризберг, которые опубликованы в хронологическом порядке выборочно, с сокращениями.
Желанием научного сотрудника архива обратиться в редакцию газеты для данной публикации стал её просмотр премьеры советского фильма «Почтовый роман» (1969 год):
"...О том, что сюжет переписки явится основой фильма, я знала давно, так как работа над ним началась в стенах нашего архива. Сценарист, съёмочная группа и актёр, исполнявший главную роль, много работали над материалами фонда Петра Петровича. Мы с нетерпением ожидали выхода фильма "Почтовый роман", название которого сразу показалось неудачным. Наконец, премьера...
В целом фильм, в общем-то, неплохой, но образ главного героя - Петра Петровича Шмидта, на мой взгляд, получился скорее сентиментальным, чем истинно героическим и сильным. Главное, не удалось соединить в киногерое то, что было неразрывно слито в личности Петра Шмидта: тончайшую человеческую натуру и действенный, высокий революционный дух борца.
После фильма вновь перечитала письма. Да, конечно, Петр Петрович Шмидт был другим человеком. Каким? Я не смогу это передать. Но каждый поймёт и узнает его, если и раз, и два (как это случилось со мной) перечитает сами письма Шмидта, непосредственно прикоснётся к потоку его чувств и мыслей. И хоть письма уже публиковались, молодым людям, видимо, не всем известны. Прошу напечатать их в "Комсомолке".
А. Козочкина.
научный сотрудник Центрального государственного
архива ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
А теперь я скажу от себя...
Помните монолог учителя истории Ильи Семёновича Мельникова о лейтенанте Шмидте в фильме «Доживем до понедельника» (1968 г.)?
«...Что ж это был за человек — лейтенант Шмидт Петр Петрович? Русский интеллигент. Умница. Артистическая натура – он и пел, и превосходно играл на виолончели, и рисовал... что не мешало ему быть храбрым офицером, профессиональным моряком. А какой оратор!.. Завораживали матросов его речи. Но главный его талант – это дар ощущать чужое страдание острее, чем собственное. Именно из такого теста делались праведники на Руси... И поэты. И бунтари.
Остановившись, Мельников послушал, как молчит класс. Потом вдруг улыбнулся:
- Знаете, сорок минут провел он однажды в поезде с женщиной и влюбился без памяти, навек - то ли в нее, то ли в образ, который сам выдумал. Красиво влюбился! Сорок минут, а потом были только письма, сотни писем… Читайте их, они опубликованы, и вы не посмеете, вернее, не захочется вам - с высокомерной скукой рассуждать об ошибках этого человека!
Петр Петрович Шмидт родился 5 февраля 1867 года в городе Одессе в семье потомственного морского офицера.
Хрупкий и болезненный мальчик выжил только благодаря матери и сестре, готовым на жертвы ради спасения жизни ребенка. Дело в том, что организм мальчика страдал от тяжелой наследственности. До его рождения в семье трое сыновей умерли в раннем детстве «от воспаления мозга». Его сестра Маруся покончила жизнь самоубийством. Биограф И.П. Вороницын считает, что болезненная нервность и впечатлительность передались детям от отца - человека неуравновешенного, вспыльчивого до самозабвения...
И вот...
Июль 1905 года...
… Они встретились случайно в вагоне поезда... Стоял чудесный летний вечер, садилось июльское солнце. Слабый ветерок, попадавший в полуоткрытое окно вагона приятно обвевал двух беседующих пассажиров — Зинаиду Ризберг и Петра Шмидта.
Он видел ее лицо под черной вуалью, загадочную улыбку и большие лучистые глаза, в которых угадывалась необыкновенная жажда любви. Чуть более получаса длилась их первая встреча, но она оставила неизгладимый след в сердцах молодых людей. Ризберг вышла из поезда на станции Дарница... Они обменялись адресами... ...Шмидт не спал всю ночь, думал о ней и почему-то был уверен, что и она вспоминает своего странного попутчика...
Началась удивительная переписка, почтовый роман, длившийся семь месяцев с 22 июля 1905 по 20 февраля 1906 года.
Его письма, адресованные любимой женщине — нежные, горячие, пылкие, правдивые и откровенные, это исповедь человека, полюбившего впервые искренне, глубоко и серьезно. В них весь Шмидт с его жизненными принципами, размышлениями о добре и благородстве, товариществе и дружбе, с его постоянной готовностью идти на смерть во имя справедливости. В этих письмах личность легендарного лейтенанта предстает предельно открытой, сложной и противоречивой.
Сестра Шмидта, впоследствии известная художница А. П. Избаш, в своих воспоминаниях отмечала: «…он всех любил, всех жалел, даже в те ранние годы и уже тогда у него начинала проявляться та необыкновенная способность страдать за других, которая красной нитью прошла через всю его жизнь, до его рокового конца...»
24 июля 1905 г.
...Не хочу нарушать избранного мною пути знакомства с вами через переписку. Не хочу вливать наши странные отношения в обыденные формы обыкновенного знакомства... Когда вы ушли из вагона, то я не спал всю ночь, дышал ночной влагой, и мне было весело думать, что и вы невольно вспоминаете дома своего странного попутчика...
25 июля 1905 г.
Когда вы возьмете перо, чтобы послать мне несколько слов, делайте это просто, берите первую попавшуюся ноту. Какая бы струна ни прозвучала, все равно, я знаю, она разрастется в тихую и правдивую мелодию в нашей переписке…
2 августа 1905 г.
...За искреннее, хотя и гневное слово благодарю. Если мы будем писать друг другу не то, что думаем, то переписка потеряет весь интерес и всю прелесть.
...Любовь к жизни, напряженная такая любовь, это - основная черта моей натуры...
......Я люблю музыку и смотрю на каждую неделовую переписку, как на дуэт. Наш дуэт, начатый моим "Solo", начался, вы ответили мне. И первый звук вашей скрипки дал диссонанс, но я знаю, что этот диссонанс быстро перейдёт в спокойное созвучие.
Шмидт писал Зинаиде каждый день: о мелких домашних делах, о службе, о сыне, о своем финансовом положении и о своей любви, которая на расстоянии только жарче разгоралась.
...Мне легче с думою о вас, думы дают энергию к работе. Наша мимолетная вагонная встреча, наше идущее глубже сближение в переписке, моя вера в вас – все это наводит часто на мысль о том, пройдем ли мы бесследно для жизни, друг для друга…
16 августа 1905 г.
...Вы для меня бесплотный дух, Зинаида Ивановна, потому что я так мало вас видел, что теперь при моей плохой памяти на лица я совершенно не могу себе вас представить. Осталось в памяти только общее впечатление, характер внешности, но не сама внешность. Внешний вид, безразлично какой - дурной или хороший, красивый или уродливый - часто служит причиной порчи человеческих отношений. Наши же отношения должны улучшаться, а потому лучше устранять всё то, что мешает чисто духовному общению...
.... Я твёрдо уверен в том, что любовь к женщине есть чувство совершенно самостоятельное, интеллектуальное, ничего общего с другими влечениями не имеющее. Брак, в силу такой основной сущности любви, создаёт чувство смешанное, и в браке люди удаляются от любви в чистом, облагораживающем её значении...
27 августа 1905 г.
...Я переписываюсь с вами потому, что у меня лежала к вам душа, да и теперь лежит... Я переписываюсь с вами потому, что это отвечало моему влечению, удовлетворяло моему желанию стать к вам ближе..
...Встряхнитесь, голубчик, откройте глаза на мир божий, полюбите жизнь и людей, ведь вы молоды, нельзя замуровывать свою душу в броню каких-то точных форм и определений. Ведь это ведёт к мертвящей ограниченности всех чувств и мыслей...
Как много людей могли бы стать около вас и сказать вам: да, он слабый человек, он весь из недостатков, но только не говорите ему, что он живёт для себя и любит только себя, потому что это жестокая неправда. Моя жизнь уходит большей частью даже не для друзей, а для совершенно чужих мне людей, которые приходят ко мне и говорят со мной...
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: У каждого человека должна быть последняя любовь... У каждого человека должна быть последняя ...
Лучшие публикации