Наверное, нет такого туриста, которыи, приехав в Лондон, не побывал бы в одном из самых знаменитых музеев мира - Музее восковых фигур мадам Тюссо, в настоящее время насчитывающем более 1000 экспонатов и имеющем 20 филиалов в других странах мира. На входе в лондонскую галерею посетителеи неизменно встречает старушка в черном платье - мадам Тюссо собственнои персонои. Фигуру изваяла сама Мария за несколько лет до своей смерти, в 1842 году. А первую восковую фигуру (это был знаменитый французский деятель XVIII века, Вольтер) она создала еще в 1777-м. Но обо всем по порядку.
В мире существует немало профессий, обладателей которых в обществе всегда сторонились. Палачи, патологоанатомы, гробокопатели, работники скотобоен и другие труженики подобных профессий - ежедневные свидетели хрупкой грани между жизнью и смертью. Но людей, выполняющих такую работу, в обществе всегда не слишком жаловали. Быть может, поэтому в официальной биографии мадам Тюссо не упоминается, кем были ее предки по отцовской линии. А они были палачами и передавали свою профессию из поколения в поколение. Впрочем, отец Анны-Марии, Йозеф Гроссхольц, не пошел по фамильной стезе. «Он был солдатом, участвовал в Семилетней войне и погиб за два месяца до рождения дочери» – так, во всяком случае, утверждается на официальном сайте музея. Однако дочери Йозефа Гроссхольца все же довелось иметь дело с палачами.
После смерти мужа мать Анны-Марии с детьми переехала в Швейцарию, в Берн, и устроилась экономкои к преуспевающему скульптору Филиппу Куртиусу. Доктор Куртиус, поначалу специализировавшийся на изготовлении анатомических моделей из воска для чисто медицинских целей, быстро смекнул, что гораздо выгоднее использовать этот материал для изготовления портретов и фигур. Дешевизна изделий из воска давала Куртиусу преимущество перед дорогостоящими скульптурами из бронзы и мрамора; фотографии ведь тогда еще не изобрели, поэтому вскоре его предприятие превратилось в процветающий бизнес.
Особой популярностью Куртиус стал пользоваться после того, как начал регулярно поставлять ко двору портреты членов королевской семьи. В 1769 году Куртиус, уже имевшии большои опыт в работе с воском, предложил королевскому двору создать в натуральную величину восковые скульптуры будущих новобрачных - наследника престола Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Успех был ошеломляющии - теперь каждыи знатныи парижанин считал своим долгом выложить крупную сумму, чтобы заполучить свою восковую копию.
Дела шли так хорошо, что вскоре Куртиус смог переехать в Париж, где приобрел дом и открыл своё ателье. Вместе с ним в Париж отправилась и семья Анны-Марии.
Девочка просиживала в мастерской доктора Филиппа целыми днями. Ее завораживало, как под его умелыми руками из бесформенной массы воска рождаются человеческие фигуры и лица. Анна-Мария очень хотела научиться такому же ремеслу и вскоре стала на ходу осваивать азы работы, прилежно помогая Куртиусу. Девочка оказалась весьма талантливой и трудолюбивой ученицей, к тому же скульптор нуждался в помощниках. Днями она трудилась в мастерской, а вечерами «развлекалась», вылепливая маленькие портреты многочисленных гостей скульптора – философов, поэтов, мыслителей, политиков. Как знак высокого доверия таланту ученицы Куртиус доверил ей снять посмертную маску философа и мыслителя Жан-Жака Руссо, умершего в 1778 году.
А вскоре Париж запестрел афишами – зрителей приглашали посетить «Театр восковых фигур знаменитого доктора Кюрте» (французская интерпретация фамилии). Выставка имела невероятный успех! Ведь перед зрителями как живые, в полный рост предстали Людовик XVI, герцог Орлеанский, поэт Мольер, персонажи сцены «Бал в Версале», «Смерть Клеопатры» и многие другие. Сам король, подогретый облетевшими город слухами, посетил галерею восковых фигур, пожаловав скульптору в знак восхищения мундир и орден для своей куклы.
За этой выставкой последовали другие, а вскоре Филипп Куртиус получил заказ на бюст Вольтера, выполнение которого полностью поручил Анне-Марии. И был изумлен результатом: в своей первой самостоятельной работе 17-летняя девушка попыталась показать сложность и противоречивость личности философа.
Когда по прошествии нескольких месяцев Вольтер умер, оказалось, что Куртиус и его ученица обладают единственной прижизненной маской знаменитого француза. Народ толпами валил к витрине мастерской, в которой была выставлена эта работа.
Молва об уникальном даре молодого скульптора долетела до королевского двора. В 1779 году Анна-Мария получила приглашение во дворец – учить сестру короля Елизавету искусству скульптуры.
Последующие годы – вплоть до начала революции в 1789 году – были в жизни простой девушки из народа, Анны-Марии Гроссхольц, самыми безмятежными: у нее были работа придворного скульптора, покровительство коронованных особ, общение с высокообразованными людьми…
Но грянула революция, и Мария, как служившая при дворе, а значит, и пособница роялистов, угодила за решетку. Только чудом она и ее сокамерница Жозефина Богарне (впоследствии – жена Наполеона Бонапарта) избежали гильотины. Их головы для удобства казни уже остригли наголо, но в самый последний момент кто-то остановил карающую руку революции – молодым женщинам даровали свободу.
Наверняка, после этого свидания со смертью последующие события не казались Анне-Марии столь ужасающими. Революционеры потребовали, чтобы она и Куртиус лепили посмертные маски казненных — запечатлеть историческое событие. Дело было не из простых: по воспоминаниям Марии, ей часто приходилось работать на ступеньках в подвалах тюрем, куда складывали отрубленные головы казненных. Причем некоторые из них были ее друзьями, с которыми она познакомилась за несколько лет работы в королевском дворце.
Был ли это беспроигрышный маркетинговый ход или страх за свою жизнь, но Анна-Мария предложила сделать с натуры и портреты революционеров – тоже для истории, разумеется. Даже неподкупный Робеспьер дал своё согласие, а за ним – Дантон и Демулен. Тщательно копируя в воске черты казненных и революционеров, Мария усовершенствовала свою технику и создала основу коллекции, на которой позже заработает состояние.
Когда в ее дом пришли вооруженные военные, Мария, уверенная, что в этот раз ей от смерти не уйти, не сразу поняла, что ее только просят взять все необходимые для работы инструменты. В доме «друга народа» Жана-Поля Марата она увидела уже остывшее тело этого журналиста в ванне, полной крови. В 1793 году он уже тяжело болел — начал прогрессировать себорейный дерматит, и чтобы хоть как-то облегчить свои страдания, Марат постоянно сидел в ванне, писал там и даже принимал посетителей. Именно там он и был заколот ярой противницей революции, дворянкой Шарлоттой Корде. Когда Анна-Мария снимала посмертную маску с лица Марата, мадам Корде была в ванной комнате, и скульптор запомнила ее внешность. Вернувшись домой, Анна-Мария по памяти нарисовала портрет Корде, и тут ее осенила мысль: надо не просто делать скульптуры отдельных личностей, пусть и выдающихся, – нужно реконструировать сцену убийства или другого происшествия, воссоздать живую историю. А для этого необходимы и талант следователя-криминалиста, и воображение художника, и логика детектива. Трудно сказать, сыграло роль прошлое семьи отца либо предпринимательская жилка Марии, но парижские палачи стали давать ей возможность снимать маски с приговоренных к казни и остригать их волосы. «Моделями» Марии были то аристократы, то революционеры –
в какую бы сторону ни дул ветер истории, работы у палачей всегда было с избытком.
При новой власти «кукольные дела» опять пошли в гору – человеческое любопытство и тщеславие ведь не имеют политической окраски. Кто подсказал Марии делать маски знаменитых негодяев, воров, убийц и всякого сорта преступников, неизвестно, но то, что это привлекает публику, она поняла хорошо. И догадалась поставить производство, что называется, на поток. Восковые куклы-подобия до сих пор собирают миллионы зрителей по всему миру.
Однако вернемся в XVIII век. В 1794 году умер Филипп Куртиус, а Анна-Мария приняла его дело и унаследовала всю коллекцию восковых фигур. А через год вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо, оторому родила двоих сыновей (дочь умерла в возрасте 9 месяцев). Однако семейная жизнь не складывалась: Франсуа оказался пьяницей и азартным игроком.
Деньги он спускал гораздо быстрее, чем супруга могла их зарабатывать, а зарабатывала она неплохо! Популярность Марии Тюссо росла не по дням, а по часам. Ее снова пригласили во дворец – на этот раз бывшая сокамерница, а ныне императрица Франции, Жозефина Бонапарт, заказала скульптурное изображение головы своего мужа.
Восемь лет терпела мадам Тюссо выходки своего Франсуа, а затем решилась: забрала сыновей, погрузила свою коллекцию восковых фигур на корабль, запаслась рекомендательным письмом к эдинбургскому палачу Джону Уильямсу от французских коллег и отправилась в Шотландию. Ни Франции, ни своего супруга Мари Тюссо не увидела уже больше никогда.
Англия, Уэльс, Шотландия, Ирландия… Мадам Тюссо нравилась жизнь бродячего артиста, бесконечные переезды и новые места, радовали ее успех и восторги зрителей. Ее восковые фигуры везде вызывали ажиотаж и собирали длинные очереди жаждущих зрелищ. Каждый новый сезон коллекция пополнялась новыми персонажами: Генрих VII, Мария Стюарт, Оливер Кромвель, Ричард Львиное Сердце, Вальтер Скотт, Горацио Нельсон… Это были фигуры в полный рост. Цвет волос и глаз, рост, телосложение, одежда - всё соответствовало реальности, а рядом с фигурой для большей правдоподобности иногда воссоздавалась и обстановка той эпохи. Например, Тюссо при первой же возможности купила коронационную мантию короля Георга IV и карету Наполеона, которыми украсила свои экспозиции. В ее коллекции были лезвия с тех самых гильотин, которые во время революции рубили головы членам королевской семьи. А для «Палаты ужасов» преступники перед казнью добровольно жертвовали свою одежду, потому что место в музее мадам Тюссо гарантировало: теперь вы действительно популярны.
Но фортуна не всегда улыбалась ей: в 1822 году, после турне по Ирландии, грузовой пароход, который должен был доставить все её фигуры в Ливерпуль, затонул. Для Марии это было равнозначно смерти: выставка была единственным источником ее существования. И именно в эти невероятно тяжелые дни проявились её новые качества: упорство и твердость характера. Она начала всё сначала - благо все муляжи, которые мастерица никогда не уничтожала, были на другом судне.
Мария нашла кредит для закупки материала, а затем одна, без чьей-либо помощи с утра до поздней ночи лепила фигуры, шила костюмы, моделировала прически. Она воссоздала всю коллекцию, состоявшую в то время из нескольких десятков фигур, и добавила к ней новых персонажей. И как компенсация к ней пришла настоящая известность.
Быть представленным при жизни в коллекции мадам Тюссо стало престижно. Экспозицию встречали с восторгом во всех городах Великобритании. Миллионам людей той эпохи, когда фотография только зарождалась, а об исторических фильмах еще не было и речи, она предоставляла единственную возможность увидеть историю.
В 1833 году очередную выставку восковых фигур мадам Тюссо посетила голубоглазая 13-летняя девочка по имени Виктория. Мария сделала с прелестной головки модели восковую копию, а в 1837 году эта девочка стала королевой Великобритании. К тому времени слава собрания мадам Тюссо вышла далеко за пределы острова.
Мадам Тюссо привыкла к кочевой жизни, но сыновья хотели изменить ситуацию, предлагая создать стационарную выставку. Ей понадобилось время, чтобы привыкнуть к этой мысли, и в один из дней 1835 года она дала своё согласие. У Тюссо было уже достаточно средств, чтобы купить дом в центре Лондона и открыть в нём музей. Когда туда вошли первые посетители, мадам Тюссо поняла, что сыновья были правы. Только так можно было увидеть и по-настоящему оценить их многолетний труд. Но истинную радость ей доставляло ощущение семейного клана и то, что есть кому продолжить дело всей её жизни. Взрослые сыновья помогали матери в семейном деле: Йозеф унаследовал ее талант костюмера, а младший Франсуа успешно вёл финансовые дела.
Эта необыкновенная женщина умерла в 1850 году в возрасте 88 лет. Родившись и проведя детство в Страсбурге – городе с немецкой культурой, начав свою карьеру во Франции, добившись настоящего успеха в Великобритании, она навсегда вошла в историю. И для нее, и для потомков решила оставить себя в образе маленькой старушки в черном платье, шляпке и очках.
Империя мадам Тюссо живет и процветает до сих пор, музеи ее имени открыты на всех континентах и исправно пополняются новыми экспонатами. Сегодня выставка соединяет в себе как ранние работы талантливого скульптора (оригиналы и копии тех, которые были утрачены или уничтожены в пожарах), так и современные постановки, созданные целой командой профессионалов.
Пожалуй, больше всего проблем сотрудникам галереи доставляет восковая фигура Адольфа Гитлера. Она представлена в музеях сразу двух городов: в Лондоне и в Германии. Это единственная восковая фигура, которая стоит за стеклянным ограждением. К таким мерам сотрудникам галереи пришлось прибегнуть из-за того, что посетители регулярно метали в воскового фюрера сырые яйца и плевали на него. А в 2008 году один из посетителей даже обезглавил фигуру в берлинской галерее.
А вот посетители музея мадам Тюссо в Нью-Йорке могут своими глазами увидеть, как делают экспонаты. Изготовление одного персонажа занимает минимум 4 месяца, и трудится над ним команда из 20-ти скульпторов. Сначала берутся мерки с лица и тела человека - знаменитостям приходится тратить в мастерской по несколько часов, чтобы скульптор собрал всю необходимую информацию о внешности. На основе замеров создается глиняный макет модели – он должен точно соответствовать реальной внешности. Затем этими глиняными слепками оформляется каркас, после чего наступает время пчелиного воска – им заливают мокрую глину и ждут застывания фигуры, которое занимает около 170 часов. Потом скульптуру шлифуют и удаляют мелкие несовершенства. Большое внимание уделяется именно внешнему облику фигуры: восковые фигуры музея мадам Тюссо не носят париков – натуральные волосы крепятся на голову скульптуры, прядка за прядкой. Потом наступает очередь зубов и глаз: для их изготовления используется акриловая смола. В самом конце восковой фигуре наносят макияж и подбирают одежду - очень часто знаменитости отдают музею вещи со своего плеча.
В самом большом музее мадам Тюссо, в Лондоне, на данный момент насчитывается более 1000 экспонатов - от исторических личностей прошлых веков до современных знаменитостей. Рекордсменом по количеству своих восковых фигур, является королева Елизавета II: всего в музее мадам Тюссо имеется 24 восковых фигуры королевы, первая из которых была сделана еще в 1928 году (изображающая Елизавету II в двухлетнем возрасте). Интересно, что единственным человеком, отказавшимся от изготовления своей восковой копии, стала католическая монахиня, Мать Тереза.
Здесь выдают
ставки
ставки
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
ПреЛЮДИи чувств
/
Наверное, нет такого туриста, которыи, приехав в Лондон, не побывал бы в одном из самых знаменитых ...
ПреЛЮДИи чувств
Рейтинг записи:
5,5
- 5 отзывов
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 3 фотографии
Что может быть скрыто на другой половине игральной карты
Посмотреть ещё 5 фотографий
Идеальное сочетание ретро автомобили и технологии будущего в работах художника-иллюстратора Alejandro Burdisio.
Сайт секс знакомств Новая Иня без регистрации
Сайт знакомств Новая Иня с мужчинами бесплатно
Сайт знакомств онлайн Новая Иня без регистрации
Сайт знакомств Новая Иня с номерами телефонов без регистрации
Сайт знакомств Новая Иня для брака без регистрации
Сайт знакомств Новая Иня кому за 40 бесплатно
Сайт знакомств Новая Иня без регистрации бесплатно
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 417 864 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: После знакомства с Розой Львовной , Борис понял - на сайтах знакомств нужно-таки обязательно ...
Лучшие публикации