Через два с половиной месяца после похорон знаменитого комика и актёра Чарли Чаплина стало известно, что гроб с его телом похищен. Вскоре выяснилось, что останки звезды немого кино украли с целью выкупа - неизвестный потребовал у вдовы актёра 480 тысяч долларов. Но, к удивлению грабителей, Уна Чаплин платить категорически отказалась. Она была женщиной мужественной и решительной - в своё время ради брака с Чаплином она порвала все отношения с отцом, лауреатом Нобелевской премии по литературе Юджином О`Нилом, который не принял зятя - поэтому, пережив первый шок, Уна сказала похитителю: «Чарльз счёл бы смешной идею платить за мёртвое тело. Мой муж обитает на небесах и у меня в сердце. А то, что попало к вам в руки, мне неинтересно».
Гроб в итоге был обнаружен и возвращён на кладбище в Веве, где в мае 1978 года состоялась повторная церемония похорон. Во избежание новых попыток потревожить покой умершего, вдова Чаплина и его дети решили залить могилу бетоном.
Эта девушка в своё время покорила сердца многих мужчин. Умопомрачительный коктейль из красоты, нежного обаяния, великолепного образования и актёрского таланта бросил к её ногам лучших представителей американской культуры прошлого века. За юной актрисой Уной О’Нил ухаживал карикатурист Питер Арно, она разбила сердце режиссёру Орсону Уэллсу, но сильнее всего красота девушки поразила воображение знаменитого писателя Джерома Дэвида Сэлинджера. Он окружил её настойчивым вниманием, посвящал ей рассказы и писал письма, в которых проникновенно и талантливо описывал свою любовь. Однако Уна, несмотря на все его старания, осталась равнодушной… Своё сердце она отдала одному-единственному мужчине, которого встретила, когда начинала свою актёрскую карьеру. Её агент мечтал лишь уговорить Чарли взять Уну на роль в его новом фильме, но у судьбы были иные планы…
К моменту знакомства с Уной О’Нил за Чарли Чаплином закрепилась слава главного голливудского сердцееда и любителя молоденьких девушек – все его предыдущие избранницы были не старше 17-ти лет (к слову, как считается, отношения 33-летнего актёра с его второй 16-летней женой Литой Грей легли в основу романа Набокова «Лолита»). Актёр был действительно очень влюбчивым. «Произведение потомства, – говорил он, – главный закон природы, и каждый мужчина, будь он молод или стар, встретив женщину, подумает о возможности близости между ними. Так по крайней мере всегда было со мной».
И только в 54 года Чарли Чаплин узнал, что такое настоящая любовь и настоящее счастье. Молодая актриса Уна О’Нил, которая была младше его на целых 36 лет, стала его последней любовью и женой. «Она улыбнулась, и моё угрюмое настроение сразу исчезло. Я был увлечён её красотой и уникальным очарованием». В газетах писали: «Женщин у него было больше, чем ролей. Но настоящая любовь пришла лишь однажды».
Она появилась на свет в семье гениального американского драматурга Юджина О’Нила (он получил четыре Пулитцеровских и одну Нобелевскую премии), но родители девочки развелись, когда ей было два года. Мать Уны воспитывала её одна, она училась в престижной школе и получила великолепное образование, и в итоге выросла самостоятельной и абсолютно независимой во всём, что касалось её личной жизни и карьеры. Отец Уны тоже участвовал в её жизни и считал нужным сказать своё слово всякий раз, когда она принимала важные решения. Так случилось и в тот момент, когда она рассказала родителям, что собирается выйти замуж…
Шел 1943 год. И отец Уны планировал выдать дочь замуж, как только её потенциальный жених вернётся с фронта. Джером Сэлинджер очень нравился отцу девушки - молодой, симпатичный, талантливый начинающий писатель. Он должен был сделать Уне предложение, как только закончится война. Но не прошло и года с момента его отъезда, как красавица Уна повстречала Чарли Чаплина. Её отец был в бешенстве, а Джером - в отчаянии. Возможно, благодаря этому отчаянию мир увидел легендарный роман «Над пропастью во ржи», ставший бестселлером.
Избранник Уны категорически не понравился её родителям, отец девушки даже угрожал Чарли Чаплину расправой. И это совсем не удивительно – ведь Юджин О’Нил был всего на год старше будущего мужа дочери. Но Уна вышла замуж наперекор отцу - её сильная и волевая натура победила. А О’Нил в ответ отрёкся от наследницы и так и не смог найти в себе силы простить её. Вообще, никто особо не верил, что заключенный союз продлиться долго, однако у же вскоре мнение окружающих изменилось. Друзья пары вспоминали, что между ними была абсолютная гармония, «вокруг влюблённых как будто сам воздух раскалялся». Приверженцы психоанализа пытались объяснить это тем, что Уна росла без отца и подсознательно искала любви и поддержки зрелого мужчины. Но сами супруги объясняли это по-другому: «Он сделал меня зрелым человеком, я же поддерживала в нём молодость», – говорила Уна.
Став женой Чарли Чаплина Уне пришлось забыть о карьере в кино, как и о любой другой карьере. Она посвятила себя мужу и детям. А детей в этом браке родилось довольно много. Сам Чаплин отлично понимал, что лишил Уну карьеры и возможности реализоваться, но ничего не мог поделать со своим эгоизмом. «Я был счастлив: наконец-то рядом со мной была настоящая жена, а не женщина, которая просто мечтает сделать карьеру. Однако, я отлично понимал тогда и понимаю сейчас, что в лице Уны кино потеряло великолепную комедийную актрису с превосходным, тонким чувством юмора. Но я не хотел и не мог её делить ни с кем», — писал много лет спустя Чаплин.
Уна и Чарли подарили миру 8 детей. Наибольшей известности добилась их старшая дочь Джеральдина. Она с раннего детства много снималась и играет в кино до сих пор, а в 1992 году исполнила роль своей бабушки в фильме «Чаплин». Кто-то из детей Чаплина стал режиссёром, кто-то кинопродюсером… Практически все они могут похвастаться успешной карьерой и являются настоящим поводом для гордости родителей. К слову, младший из детей Уны и Чарли родился, когда актёру было уже 73 года. Родители старались не ограничивать своих детей, вкладывались в их образование и всегда поддерживали.
Уна и Чарли прожили вместе 34 года, и до конца своих дней Чаплин восхищался своей женой: «Когда она с удивительным достоинством идёт впереди меня по узкому тротуару, я гляжу на её изящную стройную фигуру, на гладко зачёсанные тёмные волосы, в которых уже поблёскивают серебряные нити, и испытываю столько любви и нежности, что у меня на глазах появляются слёзы», – признавался актёр.
Вместе они пережили самые сложные времена в жизни Чарли Чаплина. Из-за того, что он открыто и активно призывал помогать СССР в войне с Германией и открыть Второй фронт, в Америке он стал персоной нон-грата. «Я считаю за честь называть русских товарищами!», - сказал он на митинге в Сан-Франциско, выступить на котором его пригласил Комитет помощи. Примерно в то время спецслужбы США начали собирать на актёра досье, чтобы в случае необходимости «подпольного коммуниста» можно было бы выгнать из страны. Поэтому Чарли не удивился, когда в 1952 году выехав в Лондон представлять свой новый фильм «Огни рампы», назад в Америку попасть он уже не смог. Уна сама была вынуждена вывозить имущество семьи в Европу. Из солидарности с мужем, она отказалась от гражданства США, и на долгие годы большое дружное семейство обосновалось в Швейцарии. Их дом неподалёку от Лозанны магнитом притягивал гостей - к Чаплиным регулярно съезжались деятели культуры, а сам Чарли всё также продолжал работать. Он писал сценарии, был режиссёром и порой даже сам появлялся в кадре. Королева Елизавета II посвятила Чаплина в рыцари, а его любимая Уна стала Леди Чаплин.
В 1972 году актёра пригласили в Америку, чтобы вручить ему почётного «Оскара», выдав ему лишь ограниченную визу. Больше в США Чаплин не приезжал и до конца своих дней жил в своём поместье в Швейцарии. В последние годы жизни Чаплин уже плохо передвигался и часто впадал в припадки бешенства (любил поскандалить) - из великого артиста он превратился в обыкновенного дедушку с типичными старческими комплексами, а заботливая Уна полностью окружила его своим вниманием. Только она могла успокоить его буйный нрав и не жаловалась, что её жизнь проходила в служении и бытовых заботх.
Друзья настоятельно рекомендовали ей серьёзно заняться литературным трудом, но она пропускала мимо ушей советы и предложения, уводившие её от забот о муже. Больше всего другого в жизни ей доставляли удовольствие прогулки с Чарли по парку, рождение птенцов в саду на деревьях, радость удачного урожая на своём огороде...
Их младший сын Майкл вспоминает, что часто видел их сидящими рядом в гостиной. Родители смотрели на огонь в камине, держались за руки и просто молчали. «Они постоянно держались за руки – дома, на людях, - рассказывает он. - Часто целовались. У нашего слуги Джино, например, даже появилась привычка дежурно кашлять, заранее сообщая хозяевам о своём появлении. … Папа без мамы был словно ребёнок, он не представлял своей жизни без неё. Он не имел при себе наличных денег, не знал, где у него что лежит, забывал дома паспорт. Мама руководила всем, как дирижёр. Существование семейства было невозможным без её контроля. Она была в курсе всех технических новинок, быстро их осваивала, наполняла дом современными механизмами. Она грамотно инвестировала огромное состояние отца. Додумалась, например, вложить деньги в сигареты и памперсы, самые популярные направления в бизнесе, тем самым удвоив его состояние. Отец жаловался на холод в доме? Она установила дополнительные батареи. Его раздражали многочисленные лестницы между этажами? Уна построила домашний лифт. Не любит телевизор? Она его выбросила. Не выносит шум? Все облачились в специальные мягкие тапочки или снимали их, проходя босиком мимо его кабинета. Ему нравятся особые пирожные, не такие, как все мы любим? В холодильнике будет специальная полка для «пирожных папы», к которым никто из нас не смел прикасаться. … Однажды вечером я увидел родителей, танцующих совсем одних импровизированное танго в гостиной. Папа изящно вёл маму, кружил. Она смеялась, боясь не попасть в такт или потерять туфельку. А он не сводил с неё глаз. Заметив меня, отец «пожаловался»: “Она забрала лучшие годы моей жизни!”»
Когда его парализовало, он погрузился в мир, куда никому не было доступа. Никому, кроме Уны. И если она отлучалась, у Чарли случалась истерика, он кричал: «Где Уна? Куда делась?». Даже если она выходила из комнаты всего на пару минут, он начинал чувствовать себя в опасности. «Мама понимала, что он умирает и цепляется за жизнь через неё, - вспоминает Майкл Чаплин. - Каждый день она усаживала его в инвалидное кресло, заботливо укутывала ноги тёплым пледом, застёгивала до последней пуговички пальто и выкатывала гулять. Они часами колесили по набережной, по улочкам, сидели на берегу озера, смотрели на горы. Дома она кормила его с ложки, как младенца. Дикция отца стала невнятной, только мама понимала, что он говорил..».
Чарли Чаплина не стало в рождественскую ночь 1977 года на 88-м году жизни. Он ушёл тихо, во сне, а Уна с трудом пережила смерть мужа и, чтобы забыться, ненадолго уехала в Штаты. Однако Нью-Йорк конца 70-х отличался от города её детства, и миссис Чаплин вернулась в свой дом в Швейцарии. Она пережила мужа на 14 лет и скончалась в 66-летнем возрасте. «Она очень страдала без него, - рассказывает Майкл Чаплин, - и пыталась жить. Днями напролёт в кабинете отца она разбирала фотографии, его вещи, книги, просто сидела в его любимом кресле, уставившись в одну точку. Блуждала по парку, кормила белок, делала очередной никчемный ремонт. Поднималась на рассвете, ложилась рано. Мучилась от бессонницы. Её навещали друзья, иногда она выезжала по делам. Её подруга и помощница Бетти как-то вспоминала, что во время одного полёта мама нашла в своей сумочке перчатку отца и сжимала её так, будто внутри неё была твёрдая рука. Так и сидела всё путешествие… Оставшись одна, она начала выпивать - её пристрастие к алкоголю никак не вязалось с образом тонкой, мягкой, духовной женщины… Днями напролёт она писала дневник. Незадолго до смерти мама отдала его нам: «Вы можете его прочесть, но потом сожгите». Я не осилил более двух страниц. Слишком откровенно. Мне стало страшно. Думаю, когда умер папа, мама тоже умерла. Мы исполнили её волю и сожгли все записи».
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Счастливого "сегодня"!..
Лучшие публикации