Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
Кого жалеть в неравном браке. Длинная история Карла Брюллова.
*****
С детства нам поясняли так картину «Неравный брак». Вот злой старик; он женится на молоденькой невинной девушке; она смирилась со своей участью, тогда такие времена были. Наверное, ее родственники жадные заставили замуж пойти – из-за богатства злого старика.
А в толпе художник Пукирев изобразил самого себя в роли шафера – он был возлюбленным девушки. Художник был беден, так что пришлось смириться с трагическим браком любимой.... Во всем виновато общество, где юных бедных девушек выдают за стариков из-за денег, разлучая с возлюбленными! Все понятно.
На самом деле, понятно далеко не все. И сами художники не любили, когда их картины трактовали примитивно – здесь добро, здесь зло, вот кроткая овечка, вот зловещий богатый старик-выжига… Не все так однозначно, как сейчас любят говорить. Вот и возлюбленный не просто тайком на свадьбу пробрался. А шафером стал. Зачем? Или ему тоже заплатили? Зачем возлюбленному вроде бы невинной девушки так активно в ее бракосочетании участвовать?
А старый господин весь в орденах, заметьте. Может, он отважно защищал Отечество. И он ведать не ведает, что возлюбленный девушки - шафер на его свадьбе. А девушка любит шафера. А вовсе не старика. Наивного и обманутого. Вот посмотрите с этой точки зрения на ситуацию. К вам на свадьбу проберется в виде свидетеля или тамады бывший вашей невесты или бывшая жениха. А вы и знать не будете, почему все хихикают...
И старик стариком себя не считает, наверное. Люди не оценивают свой истинный возраст. Да и стариками тогда считали вполне еще молодых людей... Что ожидает этого пожилого господина, семейная жизнь которого начинается так своеобразно? Будет ли ему верна жена?
Но все говорят: ах, какой гадкий старик!
Так говорили в обществе о другом живописце – о великом Карле Брюллове после его разрыва с молодой женой. И свадьба проходила похоже - по настроению. Только венчались молодые в лютеранской церкви.
"Старому" жениху Карлу было почти сорок. Пожилой человек по тем временам, поживший, поистаскавшийся в многочисленных романах, любитель выпить, слегка неуравновешенный, глухой на одно ухо… Это отец в детстве ударил маленького Карлушу так, что ребенок оглох на всю жизнь.
До пяти лет Карл не мог ходить, болел рахитом, так что его сажали в кучу нагретого солнцем песка на целый день – тогда это считалось целительным средством. А папа-скульптор учил слабенького сына искусству. Ноги не ходят, но руки-то работают!
Так что до завтрака мальчик был должен нарисовать много: двадцать лошадок или человечков в разных позах. Иначе никакого завтрака. А также обеда и ужина! Роковую оплеуху отец вообще влепил маленькому сыну ни за что: разъярился на что-то и, пробегая мимо, подскочил к ребенку и ударил. И сделал инвалидом на всю жизнь; проблемы с ногами прошли со временем, а слышать на одно ухо Брюллов перестал навсегда.
Хотя к отцу сохранил добрые чувства и очень был благодарен за обучение живописи. Брюллов и сам унаследовал вспыльчивость, которая еще сыграет в его жизни злую роль. Может, поэтому и не таил зла на отца. А может, просто был человеком добрым и умеющим прощать – по крайней мере, сознательного зла он никому в жизни не причинил.
Кроме одного случая, который чуть не погубил карьеру живописца, поставив его в положение изгоя общества. Если бы не Юлия Самойлова, все пропало бы, и Брюллов просто умер бы от отчаяния и клеветы; впрочем, об этом речь впереди, вернемся к свадьбе.
...Жених-художник был мрачен; он «неприлично подгонял пастора», чтобы тот побыстрее закончил со свадебным обрядом. И не смотрел на юную прелестную невесту, которая была бледна и задумчива, в точности как девушка на картине «Неравный брак».
Горстка гостей недоуменно переглядывалась в полумраке церкви – что случилось? Почему вместо пышной свадьбы такой короткий обряд? И свадебного обеда не будет; Брюллов даже ростбифа не заказал! Хотя так недавно он был восторжен, весел, строил планы и довольно сально шутил про свою невесту Эмилию, называя ее «мой идеальчик»: этот, мол, идеальчик поскорее был под одеяльчик!
Сорокалетний живописец, хорошо поживший и покутивший, просто дрожал от нетерпения, стараясь приблизить день свадьбы. И изображал прелестную невесту на своих картинах, восхищаясь ее красотой и целомудрием.
Эмилия была дочерью рижского бургомистра, человека богатого и образованного. И дочери своей бургомистр дал блестящее образование – он учил ее лично. А уроки музыки Эмилия брала у лучших музыкантов по выбору отца; и сама в шестнадцать лет дала первый урок. Ее первым учеником был мальчик Антоша Рубинштейн, в будущем – великий композитор.
Эмилия была прекрасна, богата, образована, талантлива; но отец ее, бургомистр, согласился на ее брак с немолодым живописцем Брюлловым. Человеком известным, богатым, признанным талантом, - но никакой необходимости в этом браке не было.
И можно было подождать – вдруг Эмилии встретится любовь, более подходящий для нее по возрасту, характеру, имущественному положению человек? Однако предложение живописца было быстро принято, согласие невесты получено, благословение отца тоже, – и вот идет свадьба. На которой жених мрачен и раздражен. А невеста печальна и бледна. Потому что они знают в душе: трагедия не за горами. И возлюбленный Эмилии рядом, но это вовсе не Брюллов…
«Все не так, как кажется», вот о чем не следует забывать. И не следует моментально делать умозаключения из того, что мы видим: немолодой любитель женщин и вина женится на молоденькой девочке. Да еще свирепо торопит пастора, мол, заканчивай поскорее весь это балаган!
Неприятная тайна стала известна Брюллову перед самой свадьбой: невеста не невинна. Есть кое-какой опыт интимных отношений. И все эти возвышенные добродетельные образы, в которых ее изображал художник – мало походят на истинный потрет Эмилии Тимм. С горькой правдой Брюллов кое-как смирился; в самом деле, не отменять же свадьбу. Но некоторое прозрение наступило; Эмилия не так проста и целомудренна, как казалось. Не такой уж это «идеальчик»…
Но имени любовника девушка не открыла жениху, только смотрела кротко и задумчиво в глаза, да лила слезы… Ужасное предчувствие поселилось в душе живописца. Он собирался на свадьбу в тяжелых раздумьях; взгляд его упал на одну из картин. И Карл сказал брату; мол, сама картина пророчит мне недоброе! Сама картина предостерегает меня от рокового шага!
Но шаг было необходимо сделать: венчание начинается. И начинается семейная жизнь, в которой надо постараться все исправить и наладить, простить и забыть. В конце концов, Эмилии всего восемнадцать, кто не совершал ошибок в этом возрасте, кто не поддавался соблазнам?
Сам Карл поддавался, да еще как! Так много влюбленных красавиц перебывало в его объятьях, и в России, и в Италии. Он быстро проявил свой талант, стал знаменитым живописцем, любимцем общества.
За его картину император пожаловал Брюллову алмазный перстень, выразив восхищение. И портреты Брюллов писал только тогда, когда его привлекала «натура», Объект казался интересным и достойным изображения; - прославленный живописец мог себе это позволить.
Завистливые речи утонули в шуме оваций и восхвалений, а дамы с первого взгляда были готовы упасть в объятия красавца-художника. Он был красив; вылитый Аполлон! - так говорили все, и никого не смущало, что Аполлона живьем никто не видел. Но вот же, достаточно на Брюллова посмотреть.
Кудри, страстный взгляд, правильные черты лица – Брюллов действительно был очень красив. И необычайно хороша собой была графиня Юлия Самойлова, с которой он встретился на балу – и пропал. Эта загадочная, баснословно богатая молодая дама тоже полюбила художника. Она была разведена, свободна, богата и прекрасна.
И главное, между художником и Юлией возникло полное душевное понимание. Та самая истинная любовь, которая объединяет не только тела, но и души.
Но Юлия не хотела брака, она ценила свою свободу так же высоко, как и любовь. И признавалась в любви «бесценному Брюллошке», и крутила романы направо и налево, не стесняясь мнением общества. И Карла побуждала рассказывать о его увлечениях: почему бы и нет? Свобода отношений и любовь могут прекрасно уживаться в сердце!
Брюллов страдал и мучился, ему нелегко было делить возлюбленную с другими; и он писал ее портреты, запечатлевал прекрасный образ в своих картинах… Но Юлия была совершенно права: Карл и сам был натурой увлекающейся, страстной. Графиня уже пережила измену мужа – через месяц после свадьбы. И понимала, что измены и увлечения могут произойти когда угодно и с кем угодно; лучше держать дистанцию и сохранять свободу…
Она любила Карла, эта великолепная красавица и богачка. И много сделала для его возвышения на Олимп, устраивая его картины в лучшие галереи, щедро оплачивая счета, создавая нужные знакомства и связи. А Брюллов писал и писал свою Юлию; сердце его безраздельно принадлежало ей. А увлечения – что же поделаешь, такова натура художника…
И так длилось долго-долго, пока Брюллов не встретил нежную и невинную девушку Эмилию. И не задумал жениться – в самом деле, пора! Сорок лет – тот возраст, когда хочется иметь семью, детей, уют и собственный дом…
…«Брюллов избил молодую жену, выгнал ее на холодную улицу в одной сорочке, и вырвал из ушей серьги вместе с мочками!», - вот что якобы произошло через месяц после свадьбы. И вот о чем говорило с негодованием все петербургское общество. Вопиющая жестокость.
Кроме того, Брюллов в пьяном виде якобы стукнул бутылкой по голове отца Эмилии, бургомистра Тимма. Это просто зверство какое-то! Всю ситуацию знали со слов пострадавшей стороны.
И с художником перестали общаться, здороваться, его картины выбросили из галерей, новых никто не заказывал – кому хочется иметь дело с таким зверем? Старик с картины «Неравный брак» показал свое истинное лицо! Разделался с кроткой юной женой! И с ее почтенным отцом, который попытался вмешаться – молодые жили в доме отца Эмили.
Тесть очень настаивал на этом, он просто не мог представить себе жизни без любимой дочери, хотя у него были другие дети. Но настоял – и Карл с Эмилией переехали в дом бургомистра. Где тайна и раскрылась – стало известно имя любовника Эмили. Это был ее собственный отец! В постели с отцом и застал живописец свою жену…
Что произошло в этот момент – трудно сказать; возможно, аффект случился, удивляться особо нечему. Скандал произошел; но этот скандал был срежиссирован умело. Теперь бедная жертва Эмилия осталась с отцом, это так понятно! Избитая, поруганная, униженная – она нашла защиту у своего папы. И вместе с папой в судебном порядке они потребовали у Брюллова пенсию для бывшей жены. Ей же надо было на что-то жить, униженной и опозоренной.
И пенсию они вытребовали, кроме того, забрали себе бесценные картины Брюллова, которые остались в доме. А Брюллов даже рассказать толком не мог о происшедшем; сведения остались только в церковных кругах, где художнику моментально дали разрешение на развод.
Дело неслыханное, ужасное, противоестественное, вот и дали без проволочек развод. Но как жить дальше – не пояснили. Оболганному, преданному, униженному, ограбленному, вынужденному до конца дней платить пенсию кроткой Эмили, жизнь которой впоследствии сложилась вполне благополучно.
А страстный папа превратился в доброго дедушку для ее детей – у нее были дети в новом браке. У Брюллова детей не было. И почти ничего уже не было; он жил у своего друга, скульптора Клодта.
Тот был в курсе ситуации, но ничем нельзя было переломить отношение общества к Брюллову; не все можно рассказывать, есть вещи гнусные настолько, что о них и говорить не стоит. Пусть лучше думают, что мерзкий пьяница Брюллов напал на невинную жену и ее папу.
И остался незаконченный рисунок того времени: «Невинность покидает землю» - удаляется и исчезает фигура юной девушки на фоне пьющих бражников и распутников…
Спасла Брюллова его вечная возлюбленная Юлия Самойлова. Она приехала в Петербург, приняла самое деятельное участие в восстановлении репутации Карла, потратила огромные деньги, чтобы его картины снова выставлялись, использовала все свои связи при дворе…
Заставила прислугу навести порядок в доме, а сама ездила с Брюлловым на прогулки; они все говорили и говорили, и не могли наговориться… Но и быть вместе они тоже не могли, так бывает. И Юлия, уладив все дела, обняла и поцеловала Карла. И умчалась снова; больше они не увиделись, по крайней мере, в земной жизни, которой не так уж много оставалось художнику…
А Юлия пережила возлюбленного почти на четверть века; к концу жизни от громадного ее состояния ничего не осталось. Остались только картины Брюллова, которые она не брала в подарок – покупала тайно. И с этими картинами она не рассталась даже в бедной старости.
Люди уходят, картины остаются. И не всегда можно понять смысл картины с первого взгляда – все не так, как кажется»…
Как все было на самом деле - доподлинно неизвестно. Ведь до нас дошли только обрывки слухов, сплетен, отрывки писем и разговоров того времени. Перед вами одна из версий того, что произошло в "неравном браке".
Но женитьба на малознакомой молоденькой девушке, если жених богат, немолод, увлечён страстью - дело опасное. И неизвестно, кого потом придётся жалеть.

© Анна Кирьянова
Рейтинг записи:
6,0 - 77 отзывов
Нравится64
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Ирина Ирина
Нда.... но как интересно, публикуйте такое почаще, спасибо!
Наталья Наталья
спасибо за историю,интересно!
Mara Mara
Сергей Сергей
Коньки откинет всё состояние ей достанется щас молодые девки мечтают о богатом старике
Татьяна Татьяна
Спасибо, Анна Валентиновна. Трагичная история.
Людмила Людмила
👍
Любовь Любовь
богатые тоже плачут
Гульнара Гульнара
Все так однозначно, в нашей жизни…
Марина Марина
Дааа уж!.... Инцест- это ужасно!!!!
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Сергей Сергей
опять из Веры заумь(
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Гузель Гузель
Да.., за все в этой жизни надо платить...
Наверх