«Голос – это душа». 110 лет со дня рождения Марка Бернеса
Ходила легенда, что тираж пластинок с песней «Темная ночь» оказался бракованным из-за слез сотрудниц студии
Марк Бернес был подлинной, без прикрас звездой. Но не ослеплявшей, а согревавшей своим светом окружающих. С особенным удовольствием актер пел «Я люблю тебя жизнь». Эта жизнь дала ему все, что он хотел. Но и актер с ней щедро делился.
У Евгения Евтушенко есть стихотворение, посвященное актеру. В нескольких строках поэт нарисовал его образ и раскрыл смысл творчества. Все оказалось просто, но до той простоты доходят лишь истинные таланты:
В чем Бернеса секрет?
Отчего его помнит планета?
В том, что, в сущности, нет
У него никакого секрета.
Пел Бернес, не спеша,
Пел негромко, но добро и гордо.
Голос – это душа, а не просто луженое горло.
Бернес – впрочем, фамилия его родителей была Нейман - родился в тихом, освещенном пребыванием Гоголя, украинском городке Нежин. В поисках лучшей доли семейство переехало в Харьков. Там Марк окончил театральные курсы и поехал в Москву. Между прочим, Бернесом будущий любимец публики стал, вступив на артистическую тропу. Псевдоним он позаимствовал у шведского пианиста, который когда-то обучал его игре на фортепиано.
В Москве Бернес замелькал в разных театрах. Начал с Малого, потом был Московский драматический – в прошлом Театр Корша. Затем он перебрался в Театр Революции. И тут ему улыбнулась удача, но не на сцене, а в кино. Все началось с крохотной роли, которой даже не было в титрах - в картине «Заключенные». Впрочем, ее никто не заметил. Как и другие секундные роли в лентах «Шахтеры» и «Старая крепость». Однако следующий фильм – «Человек с ружьем» изменил жизнь Бернеса. В той картине он сыграл революционного матроса Кости Жигилева, простого парня с Путиловского завода, перекрещенного пулеметными лентами, с гармошкой в руках.
Интересна эволюция этого образа. Сначала Бернесу предложили снова сыграть эпизод. Он согласился, но – разнообразил свой персонаж красками и деталями – у него прорезался характер, окреп голос. Режиссер фильма Сергей Юткевич изменения одобрил. Бернес предложил вложить в уста своего героя песню. И от этой идеи постановщик не отказался.
В итоге получился симпатичный и колоритный персонаж, который лихо растягивая мехи гармони, пел песню, сочиненную вторым режиссером Павлом Армандом: «Тучи над городом встали, / В воздухе пахнет грозой. / За далекою Нарвской заставой / Парень идет молодой…»
Молодого актера заметили зрители и критики, в газетах несколько раз упомянули его имя. Это и стало предвестием славы, которая не оставляла Бернеса до конца жизни. На лацкане его пиджака появился первый орден - «Знак Почета».
В фильме «Истребители» - о летчиках довоенной поры - он впервые исполнил одну из главных ролей. И снова душевно спел: про любимый город, который может спать спокойно... В титрах среди актеров он значился первым: «М. Бернэс». Нельзя сказать, что дебютант потряс своей игрой, однако выглядел достоверно, как бывало и в других лентах.
Во время великой Отечественной Бернес снялся в фильме «Два бойца» в роли одессита Аркадия Дзюбина. Их тандем с Борисом Андреевым был великолепен. Но, пожалуй, Бернес выглядел ярче – во многом из-за песен, которые исполнил в картине. Одну из мелодий – «Шаланды, полные кефали» композитор Никита Богословский сочинил прямо в присутствии режиссера Леонида Лукова…
Картина заслужила положительные отклики критиков и вызвала бурю восторга зрителей. Бернеса наградили вторым орденом - Красной Звезды, а одесситы удостоили его званием Почетного гражданина города.
Ходила забавная легенда, что первый тираж пластинок с песней «Темная ночь» из фильма «Два бойца» оказался бракованным из-за того, что работницы студии звукозаписи плакали, слушая Бернеса. И их слезы попадали на матрицу, с которой печатались диски…
Вскользь упомяну еще одну ленту с участием Бернеса – «Далеко от Москвы». Она рассказывала о строителях нефтепровода на Дальнем Востоке. Производственная картина получилась вполне рядовая, славы артисту не прибавила, зато принесла Сталинскую премию.
…Во многих фильмах Бернес пел. Его голос особого, тяжеловатого тембра с доверительной интонацией окрашивал роли новизной, освежал. Актер уже выступал на эстраде, и концерты с его участием становились все популярнее. Он не блистал вокальными данными, однако привлекал манерой исполнения - не пел, а «рассказывал», как сам выражался. Делал это тонко, проникновенно.
Поэт Константин Ваншенкин дружил с Бернесом. Ему он посвятил такие строки:
Да, слышал певцов я немало,
У них голоса хороши.
Но им иногда не хватало
Вот этой вот самой… души.
За яркой эстрадною кромкой,
Верхов не беря, не звеня,
Звучит этот голос негромкий,
Ведя и волнуя меня.
Мне юность прошедшую видно.
В полнеба играет гроза.
И, знаешь, нисколько не стыдно,
Что вдруг повлажнели глаза.
В кино и на эстраде Бернес исполнил более 80-ти песен, и среди них трудно отыскать невнятные, случайные. Он берег свою репутацию, и потому относился к мелодиям очень требовательно, горячо спорил с композиторами и поэтами. Сочинители, мечтавшие, чтобы Бернес исполнил их творения, познавали на себе его крутой нрав и проклинали судьбу.
Вот небольшая история одной песни. В конце 1957 года у Ваншенкина вышел сборник стихов «Волны». Книга открывалась стихотворением без названия, с первой строкой «Я люблю тебя, жизнь». Бернес прочитал его и воскликнул: «Вот это то, что мне нужно! Я это давно ищу! Вот это будет песней!»
«Какая же это песня? - засомневался Ваншенкин. Но Бернес отмахнулся: «А, ты ничего не понимаешь! - И стал ходить по комнате, громко читая стихи и вставляя время от времени: «Это то, что мне нужно!»
По просьбе актера Ваншенкин сократил стихотворение – из двенадцати четверостиший оставил восемь. Песню Бернес назвал «Баллада о жизни», музыку к ней написал Эдуард Колмановский.
Мелодия имела огромный успех - в ее словах было близкое и дорогое каждому человеку. Песню исполняли многие певцы, но лучше всех - Бернес. Да и он считал ее самой любимой.
Впрочем, и другие мелодии, исполненные Бернесом. - очень достойные. Среди них: «Мужской разговор», «Спят курганы темные», «Все еще впереди», «Три года ты мне снилась», «Злата Прага», «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман». «Если бы парни всей земли». Особо стоит выделить песню «Москвичи» на стихи Евгения Винокурова. В ней идет грустное повествование про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой – они «в полях за Вислой сонной лежат в земле сырой».
У Бернеса были не только поклонники, но и недоброжелатели. Актера порой ругали – громко, на всю страну. Однажды – это было в 1958 году, на него обрушился в «Правде» композитор Георгий Свиридов:
«Пластинки, напетые им (Бернесом – В.Б.), распространены миллионными тиражами, являя собой образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шепотом. Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций «воровской романтики» - от куплетов «Шаланды, полные кефали» до слезливой песенки рецидивиста Огонька из кинофильма «Ночной патруль».
Почему Свиридов, прекрасный композитор, тонкий ценитель музыки, написал такие слова? Или не он был их автором, а лишь поставил подпись под статьей «Искореним пошлость в музыке»? Композитора заставили, убедили? Ответа нет.
Бернес надолго попал в немилость. Почти два года ему не давали ролей в кино и не приглашали на концерты. Однако в 1960 году он был «реабилитирован». И вскоре снова напомнил о себе: на многотысячном концерте в Лужниках замечательно исполнил песню «Враги сожгли родную хату» на пронзительные стихи Михаила Исаковского.
Последней песней, прозвучавшей из уст Бернеса, были «Журавли» композитора Яна Френкеля на слова поэта Расула Гамзатова: «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю нашу полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей. / Они до сей поры с времен тех дальних / Летят и подают нам голоса. / Не потому ль так часто и печально / Мы замолкаем, глядя в небеса?..»
Это был настоящий музыкальный шедевр. Как вскоре выяснилось, последний для Бернеса. Вскоре после исполнения «Журавлей» его не стало.
Но песня осталась навсегда. Такие мелодии не умирают.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Образование /
Назад в СССР
/
«Голос – это душа». 110 лет со дня рождения Марка Бернеса
Назад в СССР
Рейтинг записи:
5,5
- 12 отзывов
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 5 фотографий
Идеальное сочетание ретро автомобили и технологии будущего в работах художника-иллюстратора Alejandro Burdisio.
Интим знакомства Битимка без регистрации бесплатно
Знакомства Битимка с мужчинами с номерами телефонов
Знакомства Битимка с женщинами кому за 40
Знакомства Битимка для взрослых без регистрации бесплатно
Знакомства Битимка для серьезных отношений без регистрации бесплатно
Знакомства Битимка с девушками без регистрации бесплатно
Знакомства Битимка без регистрации
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 768 988 человек
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Бойцы Первой конной армии после прорыва на Южном фронте через Чонгарский перешеек в Крым. В первом ...
Лучшие публикации